Краткое содержание Севастопольских рассказов Толстого

«Севастопольские рассказы» – цикл произведений Льва Николаевича Толстого из трех рассказов: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года». Автор изображает события, основанные на исторических фактах – обороне российской армией города Севастополя в ходе Крымской войны. Антироссийская коалиции – Англия, Франция и Турция – блокировала город, имея в своем распоряжении 60-тысячный десант против 7 тысяч защитников. Враги недооценили стойкости русских войск, не сдававших позиции на протяжении 11 месяцев.

С начала Крымской войны Л.Н.Толстой находился на военной службе в окрестностях Севастополя. Личное участие автора в обороне города позволило ему создать достоверную картину происходящего. Рассказы, опубликованные в 1855 году, стали ценным художественно-документальным произведением, написанным в жанре очерков военного корреспондента.

Герои произведения – это, прежде всего, автор, описывающий события и свои размышления о происходящем, а также защитники города, солдаты и офицеры, с непоколебимым желанием победы и обычными человеческими слабостями.

Пересказ сюжета

В начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» автор впервые прибывает в город и знакомится с жуткой картиной – везде разруха, смерть и человеческие страдания. Он слышит гул моря, прерываемый раскатистыми выстрелами, видит воз, доверху наложенный окровавленными трупами, грязные кучи «разнородных предметов», пристань, наполненную «всякого рода народом». Город живет своей жизнью – ходят «пестрые» женщины, продают булки, купцы везут товар, ездят телеги, наполненные сеном. Первое впечатление автора – люди заняты будничными делами, на их спокойных лицах нет суетливости, стремления к героизму, готовности к смерти. Но прежде чем сомневаться в их патриотизме, он решает познакомиться с защитниками города.

Сначала рассказчик посещает госпиталь, на койках и на полу видит солдат с ампутированными конечностями. Пытаясь завести разговор, автор испытывает сам и передает читателю их муки и страдания. Дальше он идет в трактир, где обсуждают военные действия, в частности, героическое сопротивление воинов в четвертом бастионе. Он идет туда, спотыкаясь через ямы от взорвавшихся бомб, видя вокруг разбитые здания и пятна крови на дороге. Из бастиона возвращаются женщины-матроски, в старых шубейках и солдатских сапогах, они носят обеды своим мужьям и тоже попадают под обстрелы. На носилках выносят раненых, убитых и умирающих, накрытых окровавленными шинелями. Над головой свистят ядра, разрываются бомбы. Рассказчик проходит по траншее к самой батарее, присаживается возле офицера, хладнокровно рассказывающего ему о ситуации на фронте. Решив показать гостю боевые действия, офицер приказывает зарядить пушку и «пострелять немного». С чувством мести врагу, солдаты радуются, увидев, что их выстрел убил двух французов. Тут же прилетает снаряд в ответ, вырывая часть груди у матроса. Возвращаясь, рассказчик испытывает смешанные чувства – не обращая внимания на ядра и пули, «с спокойным возвысившимся духом», он уверен в невозможности взять Севастополь и поколебать силу русского народа.

«Севастополь в мае» – описание города спустя шесть месяцев. Тысячи людей погибло и ранено, множество стало героями, но осада продолжается – «все те же звуки раздаются с бастионов». У рассказчика появляется устойчивое убеждение в необходимости заканчивать войну – «вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью».

По вечерам на бульваре играет музыка, гуляют гражданские и военные. Прогуливается и пехотный офицер Михайлов, с наслаждением вспоминая о письме от своего приятеля – тот пишет, как жена Наташа восхищается героями, защищающими город. Михайлов мечтает совершить подвиг, чтобы женщина прочла о нем в газете, получить звание полковника или даже генерала и поехать к Наташе, муж которой к тому времени, вероятно, умрет.

Михайлов подходит к группе офицеров, считающихся аристократами. Он счастлив, что его принимают за равного, наслаждается их компанией, но вынужден идти – вызвался дежурить на бастионе вместо заболевшего товарища. Собираясь на службу, Михайлов в страхе раздумывает о грозящей ему опасности – он убежден, что его точно убьют, со слезами на глазах пишет прощальное письмо отцу, молится, берет с собой иконы. И сильно жалеет, что вызвался идти добровольно, ругая заболевшего офицера.

В это время господа офицеры наслаждаются обедом у князя Гальцина, пируют, поют, обсуждают знакомых. Приходит посыльный – следует отнести приказ о перемещении батальона. У присутствующих возникает желание проявить себя во время вылазки – все, кроме Гальцина, содрогающегося при одной мысли быть под обстрелом, идут на бастион.

Автор описывает страшную картину сражения. В городе гражданские наблюдают обстрелы, которые на ночном небу кажутся падающими звездами. На улицах появляются толпы раненых, в лазарете их некуда укладывать – люди лежали на полу друг возле друга, «мокли в крови друг друга», стонали, хрипели и кричали от боли. Офицеры, пришедшие на бастион, участвуют в вылазке, попадают под обстрелы. Всех их отличает одно – желание казаться смелыми и получить награду. Их поведение руководствуется страхом, что товарищи заметят робость и станут над ними смеяться. В бою смертельно ранят полковника Нефердова, он умирает в госпитале. Падает бомба возле идущих рядом Михайлова и Праскухина – две секунды до взрыва стали для них адом, перед глазами проплывает вся жизнь, они надеются отделаться ранением. Праскухин рассчитывает, что убьет Михайлова, и он будет рассказывать, как его обрызгало кровью товарища. Но происходит наоборот – он погибает, а Михайлов получает ранение в голову.

На следующий день офицеры снова гуляют по бульвару, хвастаются своими подвигами и пытаются доказать, что они были храбрее других. О смерти сослуживцев лишь невзначай упоминают. Михайлову, с повязкой на голове, становится стыдно и страшно: он вспомнил, как вчера в их присутствии приседал под обстрелом, беспокоится, что его обвинят в трусости, не поверят в его ранение.

На бастионе объявляют перемирие. Из вражеских траншей выходят русские и французы, общаются между собой, угощают друг друга табаком, дарят подарки, офицеры хвастаются своим знанием французского и раскланиваются. Здесь же лежат изуродованные трупы, с которых рабочие стаскивают сапоги и увозят на повозках. Десятилетний мальчик, собирающий цветы, увидел обезглавленный труп, тронул его ногой и в ужасе от движения мертвой руки, убежал прочь. Наблюдая эту картину, рассказчик надеется – может, враги обнимутся и прекратят войну. Но нет, перемирие закончено, снова «свистят орудия смерти», «слышатся стоны и проклятия».

В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» идет речь о двух братьях Козельцовых. Михаил возвращается с госпиталя обратно на фронт и в пути встречает своего младшего брата Владимира, который окончил военное училище и попросился добровольцем в Севастополь. Попав в среду военных и послушав их рассказы, он жалеет о своем поступке, старается подольше задержаться на станции, но вместе с тем ужасно боится показаться трусом. Брат предлагает ехать вместе, и уже на следующий день юный прапорщик оказывается на месте своей службы – планируя, что брат привезет ему вещи, что он выпросит у начальства лошадь и получит деньги. Он быстро привыкает к обществу офицеров, живущих в жутких условиях, но не теряющих бодрости духа. Юноша даже стал мечтать, как убьют старшего брата, он станет мстить за него и умрет возле его тела. Во время ужина привозят приказ: прислать офицера на мортирную батарею, и Владимира направляют на Малахов курган чинить пушки. На следующий день, в полдень 27 августа 1855 года, начинается широкомасштабный вражеский штурм. Юноша, стараясь выглядеть смелым и веселым, забыв об опасности, активно командует артиллерией. Он погибает, когда французы делают вылазку и обходят батарею. Михаил, тяжело раненый, мечтает, что его младший брат останется живым и выйдет из боя героем. От него скрывают, что на кургане уже развевается французский флаг и Севастополь сдан врагу.

Бесспорный вывод, сделанный автором – осуждение войны, той боли, страданий и тяжб, которые она несет. Война ломает жизнь и судьбы героев – под гнетом нечеловеческих условий они проявляют разные стороны характера, но все же остаются патриотами, стремящимися защитить город любой ценой.

2 вариант

В 1855 году в свет вышел сборник «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого. В книге описаны ужасные и неприглядные будни осадного Севастополя. Писатель не понаслышке знает о войне во всех её проявлениях, ведь Л.Н.Толстой и сам в это время служил в Севастополе и участвовал в боевых действиях. Произведение состоит из трёх рассказов.

Главные герои:

Михайлов — штабс-капитан. Честный, разумный человек.

Михаил Козельцев — неглупый, талантливый, отважный офицер в звании поручика.

Володя Козельцев — младший брат Михаила.

Второстепенные герои:

Вланг — друг и сослуживец Володи Козельцева, юнкер.

Подполковник Нефёдов, ротмистр Праскухин, Гальцин — военная знать

Пересказ «Севастопольские рассказы.»

Севастополь в декабре месяце.

В осадной городе Севастополе продолжается жизнь: солдаты и обычные люди шагают по улице по своим делам, идёт оживлённая торговля на рынке, с кораблей разгружают товары, «ездят телеги с сеном». В глазах прохожих не читается ни паники, ни страха, ведь все уже привыкли к войне и её последствиям: раненным людям на улицах, постоянными обстрелам города и смертям. Может показаться, что не осталось больше ни в ком «суетливости, героизма или даже готовности к смерти», нет в защитниках города больше мужества, однако это впечатление обманчиво. На бастионах солдаты, рискуя своими жизнями, постоянно борются с неприятелем.

В зале Собраний расположен госпиталь. В нём находятся тяжело раненные и умирающие, а в операционной проходят операции по ампутациям конечностей, которые тут же выкидывают в угол комнаты. От вида страдающих людей становится «совестно за самого себя». В трактире солдаты, привыкшие к борьбе, но всё же сохранившие страх за свою жизнь, жалуются на бытовые проблемы: грязь и сухость, сырость землянок. По дороге к четвёртому бастиону, самому опасному в городе, встречается всё меньше гражданских, всё больше военных. В солдатах, служащих на этом укреплении, читается упрямство, простота и сила духа русского человека.

Все уверены в том, что город выстоит, ведь ничего не придаёт человеку сил так, как любовь к отчизне.

Севастополь в мае

Вот уже шесть месяцев город Севастополь находится в осаде. Дипломаты не смогли договориться о мире, а военные и тем более того не умеют. Не лучше ли было бы, если судьба войны решалась в честном бою один на один между двумя бойцами противоборствующих войск? Ведь так было бы меньше страданий и смертей.

По улицам Севастополя бродит штабс-капитан Михайлов, нескладный телом, но честный и храбрый человек. В теперешней жизни ему не хватает общения с высшими слоями общества, в кругах которых он раньше бывал. Михайлову хочется славы и известности, богатства и медалей. Он желает познакомиться и сдружиться с военной знатью: Нефердовым, Праскухиным, Гальциным. Поначалу Михайлов боится знакомиться с ними, но всё-таки решается и подходит к ним поговорить. Они высокомерно беседуют с штабс-капитаном, а затем и вовсе перестают его замечать. Тем самым они намекают, что Михайлов в их разговоре лишний.

Между собой аристократы говорят о подвигах, которые собираются совершить, о вылазках, на которые собираются пойти, но всем среди них понятно, что герои они лишь на словах: слишком уж они дорожат своими жизнями, чтобы лезть на передовую.

Михайлов получает в командование роту, и через Праскухина ему передают поручение о передислокации. Во время передвижения войск, под постоянным огнём противника, Михайлов и Праскухин обращают внимание только на производимое друг на друга впечатление. Во время бомбардировки от упавшего неподалёку снаряда погибает Праскухин, а Михайлова же несмертельно ранит в голову. За продолжение борьбы с ранением Михайлову полагается награда, поэтому он ползёт к Праскухину, удостоверяется в том, что тот мёртв, и лишь затем возвращается.

Назавтра аристократия, гуляя по городу, хвалится друг перед другом своими героическими подвигами в битве, своей отвагой и храбростью.

Объявляется перемирие, и солдаты противоборствующих армий общаются друг с другом, словно вчера не были смертельными врагами, рассуждают о бесчеловечности войны. В глазах их нет жестокости и злобы друг на друга, однако нет и раскаяния за убитых людей, хотя все они и христиане. Лишь только перемирие окончится, они снова начнут стрелять друг в друга, тем самым лишь подчеркнув бессмысленность войны.

Севастополь в августе 1855 года.

В конце лета 1855 года по дороге в Севастополь едет Михаил Козельцев. Он возвращается в свою часть после лечения от полученного в бою ранения. Михаил умён и талантлив, умеет играть на музыкальном инструменте, гитаре. Он умелец в составлении бюрократических бумаг. Однако более всего в его характере выделяется тщеславие и высокомерие. Он из тех людей, готовых либо победить, либо погибнуть.

На станции большая очередь, везде суматоха и возня: закончились лошади, тележки и повозки. Многие солдаты сидят совсем без денег и уже хотят побыстрее попасть в город.

Случайно Михаил встречает своего младшего брата, Владимира Козельцева. Парню семнадцати лет пророчили карьеру в гвардии, однако он выбрал отправиться на передовую, так как ему было совестно отсиживаться в тылах, пока на войне гибли солдаты. Михаил предлагает Володе вместе поехать в город, однако тот сначала не решается, так как имеет долг в восемь рублей. Офицер выплачивает долг своего брата из последних денег, и вместе они добираются до Севастополя.

Михаила ставят командовать полком, которым он уже прежде руководил. Солдаты встречают его с радостью и почётом. Владимира вместе с сослуживцем Влангом, с которым Козельцев только познакомился, отправляют на опасный участок фронта «обстреляться». Володя перед отправкой повторяет теорию боя, читает пособие, однако всё это ему не пригождается, так как в настоящем бою всё происходит не по книжке.

В один день французы предпринимают штурм. Михаил, чтобы вдохновить на храбрость своих солдат, впереди всех бросается с саблей на врага и его смертельно ранят. Напоследок, перед смертью, офицер спрашивает у священника, победили ли русские, а тот врёт об успехе, успокаивая Михаила, и тот со спокойной душой умирает.

В это время Володя вместе с Влангом тоже сражаются против врага. Козельцев, видя страх и трусость товарища, наоборот, бьётся ничего не страшась. Однако французы обходят их позиции, и Владимир погибает, а Вланг чудом спасается. Наступление неприятеля заканчивается успехом.

В конце произведения Вланг оплакивает погибшего товарища, а отступающие русские солдаты со стыдом, горечью и злобой обещают выбить врага из города.

10 класс

Картинка к произведению

Толстой - Севастопольские рассказы

Интересные темы