История «Бабка» была создана известной советской детской писательницей Валентиной Александровной Осеевой в 1940 году. В центре сюжета рассказа находятся взаимоотношения в семье, в которой растет мальчик по имени Борька, в произведении поднимаются важнейшие вопросы, касающиеся отношения людей к пожилым родственникам.
Вместе с учеником пятого класса Борькой и его родителями проживает и бабушка паренька со стороны матери. Родители мальчика и он сам не скрывают неуважения и даже пренебрежения к женщине, постоянно презрительно именуя ее «бабкой». Отец Борьки регулярно подчеркивает, что достаточно полная мать его жены заполняет все пространство квартиры, мужчина откровенно говорит и о том, что теще давно следует обитать в доме, предназначенном для инвалидов. Его жена иногда пытается выступить в защиту матери, но обычно все члены семьи смотрят на бабку как на лишнего человека, присутствие которого для всех является только досадной помехой.
Бабушке Борьки приходится спать на сундуке, что является для пожилой женщины чрезвычайно неудобным и мучительным. Бабка ежедневно поднимается раньше домочадцев, чтобы поставить самовар, накормить всех завтраком, отправить внука в школу и проводить на работу зятя и дочь. Затем она принимается за выполнение иных домашних дел, в то время как мать Борьки никогда не забывает напоминать ей о необходимости экономии при приготовлении обеда и ужина, поскольку в семье имеется чрезмерное количество ртов.
Во время обеда бабка наставляет внука, говоря мальчику, что ему будет необходимо заботиться о матери, когда та состарится, и Борька охотно обещает, что никогда не оставит маму. Мальчик также учит неграмотную бабушку писать и сердится, если она допускает ошибки.
В один из дней к пятикласснику приходит в гости друг, который вежливо здоровается с бабкой. Удивленный Борька замечает, что приветствовать старушку вовсе не стоит, но товарищ явно потрясен подобным отношением к бабушке. В его собственном семействе все ценят человека, вырастившего и воспитавшего детей и внуков, и всегда прислушиваются к мнению этой женщины.
С этого момента Борька начинает смотреть на бабушку несколько иначе, спрашивая родителей, по какой причине никто не проявляет внимания и заботы к старшему члену семьи. Если у отца и матери мальчика собираются приятели, то бабку наряжают и сажают во главе стола, изображая перед посторонними людьми любовь к ней.
Однажды школьник возвращается домой и видит, что бабушка скончалась в кресле, не расставаясь с неизменными вязальными спицами. После похорон женщины родственники вскрывают ее шкатулку, где обнаруживаются подарки для каждого из домочадцев.
Для Борьки случившееся становится серьезным ударом, он отсутствует дома в течение целого дня. Мальчик глубоко ощущает вину перед бабушкой и отчаяние, однако он понимает, что уже ничего невозможно исправить.
При ознакомлении с рассказом юные читатели непременно задумаются о том, как следует относиться к близким. Дети станут размышлять, проявляют ли они сами уважение, любовь и внимание к своим бабушкам и дедушкам, многие из них наверняка постараются измениться и начать заботиться о пожилых членах семьи.
3 класс
Рассказ начинается с описания весны. На дворе стоял месяц март. Рассказчик сообщает, что он в это время ждал прилета скворцов после зимы. Он рассуждает о зимних перелетах скворцов
История «Самый счастливый день» была написана Анатолием Георгиевичем Алексиным в 1969 году. Произведение является рассказом, а основными персонажами становятся мальчик, от лица которого ведет
События развиваются по известному сценарию сказки «Репка»: рыболовы зовут на помощь пастуха, который оставляет животных ради дела. Его помощь не дает результата, а стадо направляется в барски
Героиня рассказа Любовь Онисимовна в юности была очень хороша собой и играла в крепостном театре графа Каменского. Хозяин театра был известен своим крутым нравом.