Краткое содержание рассказа Горячий камень Гайдара

Известный рассказ «Горячий камень» Гайдара обладает философским смыслом. Автор считает, что центральными темами произведения можно назвать поиск жизненных целей и ответ на вопрос: «Что такое счастье?». Еще данное произведение четко демонстрирует различия между поколениями и добрыми поступками людей.

Главная идея рассказа заключается в необходимости анализа своей жизни, не учитывая того, какой ее отрезок уже прожит конкретным человеком. Автор заставляет читателя размышлять о том, стоит ли исправлять свои ошибки, которые совершил человек в жизни.

Читатель может отметить центральных героев истории: старик, охраняющий огромный сад; мальчик Иванушка, который залез в чужой сад. Из описания видно, что старик был немощным человеком, а Ивашка — простой хулиган, который постоянно ворует в яблоки в саду. В рассказе автор раскрывает внутренние качества персонажей. Автор отмечает, что старик за жизнь он преодолел разные испытания, но именно в них он стремился видеть положительные качества людей.

Ивашка Кудряшкин оказался добродушным ребенком. Мальчику было стыдно за совершенные действия, так как старик заметил воровство яблок, но вместо сурового наказания крапивой, он отпускает мальчика на свободу. Когда он нашел в лесу камень, обладающий волшебными качествами, Ивашка решил, что ценный подарок принесет старику счастье, так как он станет энергичным молодым человеком. Стоит отметить, что в рассказе нет других персонажей, исключая подробное повествование автора, который выступает в качестве рассказчика истории.

Сюжет

В рассказе речь идет от третьего лица, а события разворачиваются в определенной последовательности. В прологе читатель замечает подробное описание старика, который предстает пожилым человеком. Завязкой истории следует считать встречу мальчика, который решил забрать яблоки из чужого сада со стариком.

Стоит отметить кульминационный момент в произведении — Ивашка находит горячий камень, оказывающий чудотворный эффект, поэтому он решает подарить доброму старику — шанс прожить жизнь с чистого листа. Далее старик дает понять мальчику, что жизнь выглядит иначе. Старик считает себя счастливым человеком, он благодарен людям за  ценные жизненные уроки.

В конце рассказа читатель начинает сам взаимодействовать с рассказчиком истории, который не желает, чтобы разбивали камень. Автор считает, что человек должен прожить жизнь, чтобы в глубокой старости ощутить себя счастливым человеком от осознания смысла жизни.

Подробный пересказ

Жил в одном селе старик. Семьи у него не было. И хотя сил у него уже осталось немного, он сам старался заработать себе на жизнь: сад колхозный сторожил во время урожая, подшивал людям валенки да корзинки плёл.

В селе этот старый хромой человек появился давно. Но никто не знал, откуда он и чем занимался раньше. Лицо его из-за рваного шрама казалось всегда суровым и печальным.

Однажды местный мальчишка, которого звали Ивашка Кудряшкин, хотел тайком пробраться в колхозный сад и полакомиться спелыми яблоками. Однако зацепился штанами за гвоздь, торчащий из ограды, а после свалился в колючие кусты крыжовника. От боли взвыл. Его голос услышал старик-сторож. Он не ругал мальчика, не стегал крапивой, не грозился сообщить в школу, а просто молча вывел озорника за калитку и отпустил.

Ивашке сделалось очень стыдно. Он побрёл в лес и, заблудившись, оказался на болоте. Устав, решил сесть на большой камень и отдохнуть. Но сразу же вскочил, поскольку тот оказался горячим. Кроме того на нём проступали какие-то буквы, частично замазанные глиной. Башмаком мальчишка сбил глину и обнаружил надпись, гласившую, что каждый, кто отнесёт сей камень на гору и там разобьёт, сможет вернуть молодость.

Ивашка огорчился, что волшебная находка – совершенно бесполезная для него вещь. Ведь ему всего лишь 8 лет и он, наоборот, желал скорее повзрослеть.

Пошёл мальчик назад. Проходя возле сада, заметил сторожа, несущего мочальную кисть и ведро извести. Старичок кашлял и то и дело останавливался передохнуть. Захотелось Ивашке вернуть ему молодость. Он смело подошёл к нему и объяснил ситуацию.

Старик, конечно, его искренне поблагодарил. Однако уйти с караула отказался наотрез. Он попросил, чтобы мальчик для него выволок камень на гору, пообещав наведаться потом ненадолго.

Следующим утром Ивашка, захватив дома холщёвые рукавицы да мешок, направился на болото. Целый день он тяжело трудился. Старик явился перед наступлением заката. Никаких инструментов он с собой не захватил. Удивлённому парнишке сказал, что свою жизнь он прожил не зря и не думает начинать её сначала.

С той поры пролетело множество лет. Но тот горячий камень и доныне никто не разбил. Приходили к нему люди. Стояли, размышляли и уходили назад. Автор сказки тоже там побывал. Подумал, поразмышлял, прикурил сигарету от волшебного камня и пошёл прочь.

Произведение учит ценить прожитые моменты, которые закаляют волю и формируют характер.

3 класс

Картинка к произведению

Гайдар - Горячий камень

Интересные темы