Краткое содержание рассказа Уроки французского Распутина

Автор Валентин Григорьевич Распутин

Год написания. Рассказ «Уроки французского» написан в 1973 году, его напечатали в газете «Советская молодёжь», в городе Иркутске. Он имеет автобиографические черты. Посвящён школьной учительнице Копыловой Анастасии Прокопьевне.

Жанр.

«Уроки французского» - рассказ, в котором мы видим одного главного героя. В нём идёт речь об одном важном событии из его жизни. Кроме того повествование занимает небольшой временной промежуток.

Герои

Герой рассказа – автор-рассказчик, он ответственный, добросовестный, заботливый, серьёзный и самостоятельный. Оказавшись вдали от своей семьи, он старается жить и учиться на отлично, несмотря на то, что ему очень сложно бороться с трудностями. Одиночество и тоска по дому никак не отпускают его. Кроме того, героя постоянно преследует чувство голода. Все создавшиеся проблемы он старается решить самостоятельно, не беспокоить мать.

Сюжет

Герой рассказа не имеет имени, он же и является рассказчиком. В родной деревне мальчик был очень грамотным. Он старался и учился хорошо. За то, что герой помогал односельчанам не сильным в грамоте, они подкармливали семью мальчика в голодные послевоенные годы. Часто он и его сестрёнка питались тем, что было в огороде, ловили рыбу на речке, жили очень трудно. Затем мать отправила его в восьмилетнюю школу. Потому что в родном селе была только начальная.

Герой и здесь учился хорошо. Только по одному предмету у него были плохие оценки – по французскому языку. Классная руководительница – Лидия Михайловна преподавала этот самый трудный для него предмет. Она пыталась узнать у мальчика, почему он часто приходит в школу с ссадинами на лице. Герой не мог объяснить , что с ним происходит. Часто голодавший, он стал играть на деньги на пустыре. Выиграв рубль, он шёл на рынок, чтобы купить молоко. Это нужно было, чтобы излечиться от анемии, так ему казалось. Однако ощущение сытости всё же появлялось на какое-то время. Когда педагог узнала, на что герой тратит деньги, то решила помочь ему. Учительница стала заниматься французским языком с героем после уроков. Затем они стали играть в «пристенок». Когда мальчик выигрывал, он забирал деньги и покупал еду. Однажды за этим занятием их застал директор школы. Учительница взяла вину на себя, она уволилась, а мальчик остался в школе.

Об авторе

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в деревне Аталанка, в Сибири. Детство и юность провёл на родине, в Иркутской области. Учился в Иркутском государственном университете, в годы юности был корреспондентом, сотрудничал с различными изданиями. После окончания университета печатался в газетах Красноярска и Иркутска. Основные темы произведений – жизнь сибирской деревни, её людей, нравственной сознание человека.

Подробный пересказ

Действия рассказа разворачиваются в Иркутской области в 1948 году. На дворе послевоенное время. Главный герой - самый старший сын в семье, испытывающей финансовые трудности, как и большинство семей как в их деревне, так и в стране в целом. Поэтому герой вынужден покинуть родную деревушку и свою семью, чтобы уехать в город. Мальчику необходимо продолжить школьное обучение в пятом классе.

В городе мальчик живет у маминой знакомой, дети которой съедают всю еду, что мама высылает из деревни, поэтому сам герой часто остается голодным. В школе же мальчишка учится хорошо. Проблемы возникают лишь с изучением французского языка.

Однажды мальчишка встречает играющих в «Чику» на деньги ребят. Главный герой решает попытать удачу и сыграть одну партию. Выясняется, что герой рассказа хорош в этой игре, за что остальные ребята его и избивают.

После случившегося мальчик приходит в школу с ссадинами и синяками на лице, что настораживает Лидию Михайловну, классного руководителя и по совместительству преподавателя французского. Мальчик, опасаясь исключения из школы, не хочет рассказывать правду, но его одноклассник его сдает.

После уроков, Лидия Михайловна оставляет главного героя на разговор, в ходе которого выясняет, зачем мальчику нужны были деньги. Учительница берет с мальчика обещание, что тот больше не будет играть. Но он не держит обещание и снова остается избитым.

Чтобы избежать повторения случившегося, Лидия Михайловна начинает оставлять героя после занятий для дополнительных уроков иностранного языка. Позже преподавательница и вовсе начинает приглашать застенчивого по природе своей мальчишку на свою квартиру, где после занятий пытается накормить его ужином. Вот только юноша постоянно сбегает.

Через какое-то время в школу приходит посылка для мальчика, в которой лежат макароны, сахар и гематоген, но он понимает, кто настоящий отправитель этой посылки и возвращает ее.

Лидия Михайловна придумывает еще один путь, чтобы помочь мальчику. Она начинает играть с ним на деньги. Так они и проводили вечера. Мальчик выигрывал и получал свой денежный приз, который мог потратить на покупку молока.

Однако однажды он понял, что игра ведется нечестно: учительница поддается ему. Произошла ссора, во время которой в кабинет заглянул директор школы. Лидия Михайловна честно призналась в том, что играла на деньги со своим учеником.

Ее увольняют. А позже, зимой, мальчику снова приходит посылка с макаронами, на дне которой лежали три красных яблока с родины Лидии Михайловны.

«Уроки французского» учат читателя тому, что необходимо помогать нуждающимся, даже если есть вероятность самим пострадать от этой помощи.

6 класс

Картинка к произведению

Распутин - Уроки французского

Интересные темы