Нестеров

Михаил Васильевич Нестеров появился на свет 31 мая 1862г. В городе Уфа в семье торговца Василия Ивановича Нестерова. Этот художник признан одним из самых чутких и поэтических художников в России. Его творчество неповторимо, его особенный стиль выражался в каждой работе. Живописец получил такое почтенное прозвище как «художник молитвы» от В.В.Розанова.

Во многих картинах 1880-х гг. отразилась заинтересованность к обычаям и нарядам Древней Руси. Его отличительная манера – писать полотна на тёмном фоне. Это показано на картинах «Избрание Михаила Фёдоровича на царство» (1886 г.) и «Шутовской кафтан» (1885 г.).

Крайние годы в училище художник провёл в долгих раздумиях и поисках себя. На дальнейшее совершенствование Нестерова подтолкнуло произведение «До государя челобитчики» (1886 г.). За неё он получил серебряную медаль и звание классного художника.

Также большим стимулом для творческого роста стало полотно «Христова Невеста» (1887г.). В ней присутствует спокойная, но светлая грусть. А изображённая девушка отшельница станет впоследствии его любимой натурой.

Картина «Пустынник» (1889 г.) произвела фурор в обществе, в котором закрепилось мнение, что Нестеров поистине великий живописец. Она была приобретена самим Третьяковым П.М. и выслана на выставку передвижников.

Картина под названием «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890гг.) была также продемонстрирована на выставке передвижников. Она просто ошеломила современников. В ней рассказывается о случае из жизни Сергия преподобного. Мальчишке плохо давалась грамота. Он молился об этом Богу, и встретил на лугу загадочного старца-схимника, который благословил его на доброту и хорошую учёбу. На этом полотне сталкиваются две противоположности: действительность и мираж.

Художник и далее закладывает в основу своих картин образ Сергия Радонежского. Например, в работе «Великий игумен земли русской». Далее последовали картины «Труды Сергия Радонежского» (1896-1897гг.), «Юность преподобного Сергия Радонежского» (1892-1897гг.), «Преподобный Сергий Радонежский».

В такой картине как «Портрет В.И. Мухиной» видна нескончаемая творческая энергия великого художника, а также видны некие перемены: диагональное построение композиции.

На портретах мастера изображены люди труда, с творческим талантом. Пейзажи Нестерова наполнены неоднозначным философско-религиозным умыслом. В его работах присутствует не только красота, но и смысл.

Михаил Васильевич привнёс бесценный вклад в дальнейшее развитие живописи в России, а также вклад в культуру своей страны. Его работы показывают Древнюю Русь во всём благородстве, духовном богатстве и красоте. Работы художника приравнивают его к великим мастерам отечественной живописи 20 века.