В комедии «Горе от ума», написанной Александром Сергеевичем Грибоедовым на протяжении 1822-1824 годов, главному герою Александру Андреевичу Чацкому противопоставляется общество ограниченных и недалеких лиц, лишенных настоящих моральных принципов и мечтающих исключительно о карьерном продвижении и обогащении. К числу подобных людей принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, ставший объектом первого сердечного чувства со стороны юной Софьи, в которую страстно влюблен Чацкий.
Молодые мужчины обладают совершенно разным мировоззрением и жизненными целями. Молчалин служит секретарем в доме Фамусова, отца Софьи. Алексей Степанович прекрасно помнит о том, что у него не имеется обеспеченных и влиятельных родственников, которые помогли бы ему добиться успеха, в связи с чем он усиленно старается угодить всем вокруг. Молчалин не скрывает, что еще в детские годы отец учил его льстить другим людям и пресмыкаться перед ними ради собственных интересов.
Став взрослым, Алексей Степанович ведет себя именно таким образом, стремясь достичь со временем высоких чинов и финансовой состоятельности. Он никогда ни с кем не спорит и не ссорится, о чем говорит даже сама фамилия этого персонажа. Чацкий с горькой иронией замечает, что Молчалин наверняка сумеет сделать карьеру, поскольку сегодня ценятся именно «бессловесные» люди, не имеющие своего мнения.
В то же время Александр Андреевич Чацкий занимает противоположную позицию и ставит перед собой абсолютно иные задачи. Являясь образованным и неглупым человеком, он нисколько не стесняется высказывать свои взгляды, не задумываясь о том, нравятся ли окружающим его слова. Чацкий откровенно критикует представителей дворянского сословия за их внутреннюю бедность, многочисленные устаревшие предрассудки, бездуховное и бесцельное повседневное существование. Александр Андреевич подчеркивает, что он готов служить России, ее благу и процветанию, но совершенно не желает «прислуживать» высокопоставленным лицам и добиваться таким путем их благосклонности, чем постоянно занимается Молчалин.
Автор противопоставляет двух героев комедии и на основании их отношений с Софьей Фамусовой. Чацкий знаком с девушкой еще со времен ее детства, теперь он горячо и искренне любит прежнюю подругу, превратившуюся во взрослую барышню. Однако самой Софье небезразличен Молчалин, она считает его порядочным и добрым человеком, способным на самопожертвование ради других. Юная девушка не понимает, что на самом деле Алексей Степанович является эгоистом и лицемером, сблизившимся с нею исключительно ради своей выгоды, и категорически не желает верить Чацкому, пытающемуся открыть ей истинную сущность ее возлюбленного.
Более того, прямота и открытость Александра Андреевича пугают Софью, ей начинает казаться, что ее давний знакомый, возможно, пребывает «не в своем рассудке». Когда дочь Фамусова все же убеждается в том, что в действительности Молчалин ее обманывает и симпатизирует не ей, а служанке Лизе, она, невзирая на глубокое разочарование в избраннике, не чувствует расположения к Чацкому.
Алексей Степанович воплощает в комедии «век минувший» с устаревшей моралью и правилами, а Александр Андреевич выступает в качестве олицетворения «века нынешнего», он всячески стремится к прогрессу и развитию родной страны. Однако современное Чацкому высшее общество не понимает и не принимает его идей, предпочитая людей, напоминающих своим поведением Молчалина. Александр Андреевич остается в среде Фамусова и его знакомых совершенно лишним и чужим, и именно в этом заключается настоящая трагедия мыслящего и неравнодушного человека той эпохи.
Издавна, природа казалась людям неуправляемой силой, способной рушить и создавать. Сказка Константина Паустовского в полной мере отражает эти взгляды. В образе природной стихии писатель отраз
Творчество поэта во многом посвящается чувству любви, поскольку сам автор характеризуется как человек, имеющий тонкую душевную организацию.
Главной идеей рассказа А.П. Чехова “Ионыч” является деградация личности, которую читатель наблюдает на примере главного героя - доктора Старцева. После прочтения небольшого по-своему содержан
Произведение «Вий» вошло в легендарный сборник Николая Васильевича Гоголя «Миргород». Название произошло от имени страшного существа, которое могло убить одним взглядом. Слова и заметки писат