Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (Горе от ума) в комедии Грибоедова

В комедии «Горе от ума», написанной Александром Сергеевичем Грибоедовым на протяжении 1822-1824 годов, главному герою Александру Андреевичу Чацкому противопоставляется общество ограниченных и недалеких лиц, лишенных настоящих моральных принципов и мечтающих исключительно о карьерном продвижении и обогащении. К числу подобных людей принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, ставший объектом первого сердечного чувства со стороны юной Софьи, в которую страстно влюблен Чацкий.

Молодые мужчины обладают совершенно разным мировоззрением и жизненными целями. Молчалин служит секретарем в доме Фамусова, отца Софьи. Алексей Степанович прекрасно помнит о том, что у него не имеется обеспеченных и влиятельных родственников, которые помогли бы ему добиться успеха, в связи с чем он усиленно старается угодить всем вокруг. Молчалин не скрывает, что еще в детские годы отец учил его льстить другим людям и пресмыкаться перед ними ради собственных интересов.

Став взрослым, Алексей Степанович ведет себя именно таким образом, стремясь достичь со временем высоких чинов и финансовой состоятельности. Он никогда ни с кем не спорит и не ссорится, о чем говорит даже сама фамилия этого персонажа. Чацкий с горькой иронией замечает, что Молчалин наверняка сумеет сделать карьеру, поскольку сегодня ценятся именно «бессловесные» люди, не имеющие своего мнения.

В то же время Александр Андреевич Чацкий занимает противоположную позицию и ставит перед собой абсолютно иные задачи. Являясь образованным и неглупым человеком, он нисколько не стесняется высказывать свои взгляды, не задумываясь о том, нравятся ли окружающим его слова. Чацкий откровенно критикует представителей дворянского сословия за их внутреннюю бедность, многочисленные устаревшие предрассудки, бездуховное и бесцельное повседневное существование. Александр Андреевич подчеркивает, что он готов служить России, ее благу и процветанию, но совершенно не желает «прислуживать» высокопоставленным лицам и добиваться таким путем их благосклонности, чем постоянно занимается Молчалин.

Автор противопоставляет двух героев комедии и на основании их отношений с Софьей Фамусовой. Чацкий знаком с девушкой еще со времен ее детства, теперь он горячо и искренне любит прежнюю подругу, превратившуюся во взрослую барышню. Однако самой Софье небезразличен Молчалин, она считает его порядочным и добрым человеком, способным на самопожертвование ради других. Юная девушка не понимает, что на самом деле Алексей Степанович является эгоистом и лицемером, сблизившимся с нею исключительно ради своей выгоды, и категорически не желает верить Чацкому, пытающемуся открыть ей истинную сущность ее возлюбленного.

Более того, прямота и открытость Александра Андреевича пугают Софью, ей начинает казаться, что ее давний знакомый, возможно, пребывает «не в своем рассудке». Когда дочь Фамусова все же убеждается в том, что в действительности Молчалин ее обманывает и симпатизирует не ей, а служанке Лизе, она, невзирая на глубокое разочарование в избраннике, не чувствует расположения к Чацкому.

Алексей Степанович воплощает в комедии «век минувший» с устаревшей моралью и правилами, а Александр Андреевич выступает в качестве олицетворения «века нынешнего», он всячески стремится к прогрессу и развитию родной страны. Однако современное Чацкому высшее общество не понимает и не принимает его идей, предпочитая людей, напоминающих своим поведением Молчалина. Александр Андреевич остается в среде Фамусова и его знакомых совершенно лишним и чужим, и именно в этом заключается настоящая трагедия мыслящего и неравнодушного человека той эпохи.

Картинка Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина

Популярные сочинения