«Недоросль» — это комедия Д. И. Фонвизина, в которой ключевую роль играет тема образования и воспитания. В первую очередь об этом говорит само название: «Недорослями» в 18 веке назвали молодых дворян, не имевших надлежащего образования либо только получающих его. В комедии данная тема касается почти каждого персонажа, а так как направлением произведения является классицизм, все герои делятся на положительных и отрицательных, то есть «невоспитанных» и «воспитанных».
К первой группе относятся Скотинин, Простакова и Митрофан. На примере данных героев автор раскрывает существование невежественного дворянского общества, стремящегося лишь к личному достатку и не придающего никакой ценности просвещению. Так, например, Простакова даже не умеет читать, однако считает это истинным признаком дворянства: «Я могу письма получать, а читать их велю другому». Помещица не понимает роли образования и считает науку бессмысленным мучением. Родители ничему не научили ни ее, ни ее брата Тараса Скотинина. А она, в свою очередь, прививает мысль о бесполезности воспитания своему сыну Митрофану. Простакова учит его думать только о себе, быть эгоистичным и жадным: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Возьми себе, Митрофанушка». Обучение, которое получает герой, носит фиктивный характер. Нанятые учителя ходят годами к ученику, но учеба ему совсем не интересна, его любимое занятие в 16 лет — гонять голубей. Митрофан говорит: «Не буду учиться, хочу жениться». Мать же души не чает в чаде, поэтому не утруждает его знаниями. Атмосфера невежественности, грубости и жадности, в которой вырос мальчик, сделали из него жестокого и неграмотного человека, такого же, как и его мать.
Противопоставлены данным героям воспитанные персонажи, к которым относятся Правдин, Стародум, Софья и Милон. Именно они являются образцом воспитанности, чести и благородства. Так, например, Софья читает мудрые французские книги, имеет правильную и богатую речь, что является признаком высокого интеллекта. Милон — пример храброго, достойного человека, который ценит ум в людях: «...вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным...». Правдин — воплощение справедливости, он выступает против жесткости в обществе и никогда не отступает от своих обязанностей. В уста Стародума же автор вкладывает свое видение проблемы воспитания. Герой говорит: «Золотой болван — все болван», высказывая мнение о том, что быть просвещенным человеком гораздо важнее, чем иметь богатства.
Итак, в своем произведении Фонвизин доносит до читателя важность образования и на примере положительных героев показывает, как преображает и воспитывает человека учеба. Невежественных же героев автор, напротив, высмеивает.
Произведение полезно для ознакомления как детям так и взрослым.
А.С. Пушкин имел финансовые трудности на момент написания повести «Станционный смотритель», в связи с этим он был вынужден прибыть в родовое поместье
Главными героями «Слова о полку Игореве» являются князья, молодые воины – Игорь и его брат Всеволод. Именно они отправились «добывать славы» в половецкую степь.
Произведение Чехова Палата №6 касается социальных проблем. В ней писатель старается решить проблему о насилии над людьми.