Сочинение Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского (Образ и характеристика героини)

В романе «Преступление и наказание», написанном Федором Михайловичем Достоевским в 1865-1866 годах, существенную роль играет образ Сони Мармеладовой. Кроткая и несчастная девушка, которую общество презрительно именует «падшей женщиной», оказывает огромное моральное влияние на совершившего чудовищное преступление Родиона Раскольникова. Именно благодаря Соне Родион обретает веру и стремление покаяться в содеянном. Новая подруга убеждает Раскольникова, что ему самому необходимо понести наказание за ужасное прегрешение, чтобы впоследствии получить возможность начать новую жизнь.

Впервые Софья появляется в судьбе центрального героя этого произведения уже после того, как Родион лишает жизни пожилую процентщицу и ее ни в чем не повинную сестру Лизавету. Юноша впервые слышит о существовании этой девушки от ее отца, бывшего чиновника Мармеладова, давно превратившегося в чрезвычайно жалкое и опустившееся существо из-за своего пристрастия к спиртным напиткам. Находясь в состоянии опьянения, родитель Сони рассказывает Раскольникову о своем семействе, вынужденном существовать фактически впроголодь. При этом мужчина с глубокой благодарностью упоминает о своей старшей наследнице Софье Семеновне.

Соня является единственной родной дочкой Мармеладова. Ее мать давно умерла, и отец вторично женился на вдове Катерине Ивановне, имевшей троих отпрысков от первого брака. Пьянство главы семейства привело к тому, что вся семья жила в условиях крайней нужды. Неуравновешенная Катерина Ивановна, у которой с течением времени быстро прогрессировала чахотка, в отчаянии постоянно упрекала робкую падчерицу в том, что девушка представляет собой обузу для родственников.

Наступил момент, когда Соня действительно сочла необходимым принести в жертву саму себя ради спасения от голода отца, мачехи и детей Катерины Ивановны. Софья начала торговать собой на улице, постоянно испытывая чувство сильнейшего стыда, но не видя иного выхода. Еще до знакомства с дочерью Мармеладова ее история вызывает у Раскольникова искреннее сострадание.

Родион впервые видит Соню в ее родном доме после трагического случая с ее отцом, попавшим под колеса повозки. Софья даже не решается войти в комнату, считая себя недостойной грешницей. При взгляде на нее молодой человек сразу понимает, что Соня принадлежит к числу застенчивых и кротких людей. К тому же Раскольникову ясно, что дочка его случайного знакомого регулярно подвергается унижениям и обидам. Девушка кажется совсем юной, она выглядит худощавой и бледной, однако внимание Родиона сразу же привлекают ее удивительные голубые глаза.

Но затем читателям становится ясно, что робкая Соня, воспринимающая себя в качестве порочного и безнравственного существа, в действительности является необыкновенно сильной и цельной натурой, обладающей твердыми религиозными и моральными убеждениями. После знакомства с Раскольниковым она сначала не смеет сесть за один стол с матерью Родиона или подать руку его сестре, боясь, что ее присутствие станет оскорблением для порядочных и честных женщин. Соня покорно терпит высокомерие и грубость со стороны окружающих, не умея защитить себя.

Однако в то же время кажущаяся слабость сочетается в Софье с внутренней стойкостью, основанной на беспредельной любви этой девушки к Господу и людям. Ради отца, страдающего от похмелья, Соня отдает Мармеладову последние остающиеся у нее деньги. Ради голодных детей, с которыми ее даже не связывает кровное родство, Софья продает свое тело, считая при этом, что она совершает непростительный грех. Она следует за возлюбленным на каторгу и не осуждает его за равнодушие и черствость по отношению к ней. Соня никогда не упрекает и бесхарактерного отца, из-за алкогольной зависимости которого так страдала вся ее семья, она горячо жалеет и Катерину Ивановну, фактически искалечившую судьбу падчерицы.

Соня от всей души прощает Раскольникова, лишившего жизни ее близкую приятельницу Лизавету. Глубокая и искренняя вера в Бога помогает девушке не утратить своих лучших качеств и прийти на помощь другим людям, невзирая на тяжелейшие испытания. Именно к ней Родион в отчаянии обращается за моральной поддержкой и рассказывает страшную правду. Беседы с Софьей приводят к тому, что Раскольников осознает необходимость покаяния перед Господом и людьми в своем преступлении.

Несмотря на то, что основным персонажем произведения является Родион Раскольников, невозможно представить себе роман без участия Сони Мармеладовой. Ее беспредельная доброта, милосердие, умение прощать даже тех, кто причинил ей сильнейшие страдания, и ее религиозные и нравственные устои отражают и взгляды самого автора. Моральные ценности этой девушки оказываются значительно сильнее эгоизма и жестокости, на которых основывал свою теорию Раскольников, и постепенно Родион, общаясь с Софьей, становится совершенно иным человеком.

Картинка Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание

Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание

Популярные сочинения