В исторической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в центре повествования старый запорожский сечевой полковник Тарас Бульбенко и два его сына, Остап и Андрий. Особое внимание автора сосредоточено на молодых героях. Их невольно сравнивает старый отец; вслед за ним и за автором читатель тоже с интересом замечает, как не похожи друг на друга братья, из которых Остап несколько старше.
Оба были отданы в духовную семинарию. Андрей учился легко, а Остапу наука давалась с трудом. Он не видел в ней пользы для казацкой жизни и не раз закапывал свой учебник. Но отец пригрозил: не видать безграмотному хлопцу Запорожья. Только это заставило его засесть за книжки.
Уже в годы учёбы стало ясно, что Остапу достался отцовский характер, прямой и суровый. Он никогда не стремился избежать наказания за бурсацкие проделки; не оправдываясь, подставлял спину под розги. Андрий же был более изобретателен и мог всегда найти выход. Возможно, эта способность выбирать иной путь, чем другие, позже завела его в тупик.
В целом, юный Андрий более мягкий человек, чем брат, он мечтательный и задумчивый. Часами бродил семинарист по старому Киеву, постигал красоту улиц и зданий. Неудивительно, что в одном из таких походов парубок увидел красавицу, которой навсегда отдал своё сердце.
Оказавшись на Сечи, среди боевого казацкого братства, оба брата не посрамили седины своего отца. Воюют они храбро, сабля и конь стали их товарищами. Но через короткое время Остапа выбирают куренным атаманом. И даже старые казаки готовы слушать молодого Бульбенко. Тарасу всё понятно: у его сына все задатки вождя, и сам он как лев. В бою он хладнокровно оценивает силы, видит всё поле битвы, знает, куда нанести главный удар; вовремя приходит на помощь товарищам.
Храбрость Андрия совсем другая. Ослеплённый горячкой боя и молодой удалью, казак несётся по полю, сыплет удары, но не видит ни своей, ни чужой опасности. Чувство товарищества, о котором сказал горячую речь Тарас в минуту испытаний, не ведомо Андрию.
Коротким оказался ратный путь братьев, что было в обычаях того сурового времени. Но по-разному они встретили свой смертный час. Остап в тяжёлом бою погубил многих врагов и попал в плен, когда ляхи десятками повисли на нём. Принять казнь на площади ему предстояло первому из товарищей. И тут, как и в бою, он своим мужеством поддержал их дух. А ему так важно было услышать перед смертью отцовский отзыв «Чую, сынку, чую!». В этом была боль и гордость Тараса за сына-героя.
Иначе закончил свой путь Андрий. Узнав, что в осаждённом казаками городе умирает от голода дорогая его сердцу панночка, казак забыл о своём долге, о товарищах. Отца с матерью, брата, свою родину и веру – всё сложил младший Бульбенко к ногам польской красавицы. И вскоре мчался по полю с шашкой наголо, но уже заодно с польскими рыцарями. Предателю суждено было погибнуть от руки своего отца. Трагизм этой сцены сродни страстям античных и шекспировских драм.
Сопоставление судеб двух братьев-казаков убеждает в том, что каждый человек несёт ответственность за свой жизненный выбор. Чтобы сделать его правильно, надо полагаться в равной степени на ум и сердце и помнить о своём роде и своих корнях.
7 класс
Рассказ за авторством Николая Толстого рассказывает историю о двух напарниках. Это два офицера принявшие службу на Кавказе, там где господствует очень тяжелая атмосфера.
Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» создавался в 1838-1840 годах. Это время принято относить к зрелому периоду в творчестве писателя. Композиция произведения была необычной.
В 1835 году автор начал работать над поэмой. Это должно было быть комическое произведение, но сюжет постепенно усложнялся. Гоголь хотел показать насквозь душу русского человека с её недостатк
Особую роль в понимании всей пьесы, а именно той идеи, которую заложил в нее писатель, играет эпизод бала в доме Фамусова. Именно он становится кульминацией произведения